Санкт-Петербург
Режим работы: Пн-Пт с 10:00 до 18:00
Мы поможем сделать ваше пространство эргономичным и современным

Телефон:

+7(812) 945-44-78

E-mail:

ra@ergospb.ru

Больше чем необходимость. Импортозамещение в мебельном производстве

24 мая 2022

Об импортозамещении в мебельном производстве, да и не только в нём, сейчас не говорит только ленивый. На протяжении нескольких месяцев именно этот вопрос остаётся одним из самых актуальных для отрасли.

Недавно мебель включили в перечень товаров для параллельного импорта (что интересно, не сразу, в первой редакции соответствующего списка ни одной мебельной позиции не оказалось). Правда, по мнению экспертов, к изменениям на рынке мебели это не приведёт: экспорт из других стран в Россию и так сокращался.

Гораздо важнее, что будет происходить внутри страны и как отечественное производство мебели организует пресловутое импортозамещение.

Импортозамещение и мебель: где брать сырьё и материалы?

Итак, в марте краски, лаки, эмали, грунты и плёнки для покрытия, в большинстве завозившиеся из Европы, были потеряны для российского пользователя. Китайские и турецкие материалы (например, ткани) в теории остались доступными, на практике — подскочили в цене и усложнились в логистике, а насчитывавшихся на складах запасов хватало на 3–5 месяцев, не больше.

Понятно, что долго находиться в состоянии такой турбулентности отрасль не могла, и за первым потрясением последовали активные действия.

С плитной продукцией всё было весьма неоднозначно. После пандемии возник жесточайший дефицит, что привело к радикальному росту цен. Вскоре производство это сырья встало на прежние рельсы (в России с изготовлением плит всегда было всё в порядке), однако из-за более высокой стоимости отечественных изделий на экспортных рынках продукцию активно направляли за границу. В том числе из-за этого цены, несмотря на восстановление объёмов, падать не спешили. Ещё одной причиной стал рост себестоимости необходимых химкомпонентов для изготовления плит.

Однако сейчас былым источникам необходимого химсырья находят альтернативу, возможно, поэтому, в инфополе стало появляться всё больше данных об открытии новых производств. Своё производство в России могут развернуть и производители из дружественных стран.К примеру, китайская компания «Чан Шэн» ещё в начале марта заключила соответствующее соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики и уже до конца года планирует запустить собственную площадку, на которой маловостребованная древесина будет превращаться в весьма и весьма нужные древесные плиты. Только не зря говорят, что слишком много хорошего — тоже плохо. Некоторые эксперты стали всерьёз опасаться переизбытка плит на внутреннем рынке.

Фурнитура — главная проблема на мебельном рынке в 2022 г

«Ахиллесовой пятой» всей отрасли с самого начала выглядела фурнитура: В течение многих лет соответствующие производства в России не развивались, и кризисная ситуация моментально обнажила пробелы — или даже пробоины. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно эти пробоины отечественные производители попытались «заткнуть» самыми первыми. Уже в марте одна из мебельных фабрик в Орловской области объявила о том, что будет выпускать эксцентриковую стяжку (заказы по этой позиции посыпались на 3 месяца вперёд). Об обилии заказов высказались и мебельщики из Курской области: из-за увеличения числа заказов региональный производитель мебельной фурнитуры был вынужден перейти на круглосуточную работу. Тем, кто бросился на амбразуру импортозамещения мебели, шагнуло навстречу и государство.

Импортозамещение и государственная поддержка

В подобной ситуации господдержка для мебельной промышленности (да и для бизнеса вообще) — спасательный круг, без которого шансы утонуть, пожалуй, превышают вероятность спастись.

Спасать утопающих начали буквально в первую же неделю марта: обязанность взять на себя составление экстренного плана поддержки взяла на себя Ассоциация мебельной и деревообрабатывающей промышленности.

Европейские ткани и фурнитуру АМДПР предложили заменить на аналоги из дружественных стран, для плитной продукции — регулировать цены, а для отрасли в целом ввести финансовые льготы: отсрочки для выплат кредитов или даже штрафов, субсидирование, кредитование и лизинг на особых условиях.

Для государства же идеей номер один стало расширение объёмов сдачи уже меблированного жилья. Этот способ поддержки власти практически сразу же взяли в последовательную разработку, скорее всего, потому что периодически возвращались к нему на протяжении последних нескольких лет.

Направление действительно выглядит перспективным, правда, при условии того, что россияне продолжат улучшать свои жилищные условия. Тем временем в апреле телеграм-канал «Борус» рассказал о том, что в апреле выдача ипотечных кредитов в стране упала на 75%.

Как бы то ни было, если увеличение количества готового жилья, сдающегося сразу с меблировкой, всё же случится, оно неизбежно приведёт к росту спроса на продукцию отечественных производителей мебели, в том числе и тех, кто остался в затруднительном положении из-за разрыва контрактов с той же IKEA или европейскими экспортёрами.

К слову, к середине мая ситуация несколько выровнялась и многие из бывших поставщиков шведского бренда нашли для себя альтернативных партнёров.

Что будет дальше?

Эксперты придерживаются разных взглядов на ситуацию: кто-то ждёт восстановления отрасли в ближайшие месяцы, кто-то более пессиместичен. Основную поддержку для производства мебели и тем более её импортозамещения, как ни крути, должно предоставить государство.

В первой половине апреля Фонд развития промышленности анонсировал запуск новой государственной программы под названием «Формирование компонентной и ресурсной базы». Благодаря программе, импортозаместители смогут получать льготные займы размером до 500 млн рублей, причём без софинансирования и на упрощённых условиях.

Подобные программы, идеи и инициативы анонсируются регулярно. Найти концы и разобраться с тем, какие из них претворяются в жизнь, намного сложнее. И здесь, пожалуй, для всех представителей отрасли крайне важно находиться в контакте с правительствами своих регионов и отслеживать появление любых финансовых льгот, специальных возможностей и подходящих предложений для бизнеса.